Wednesday, November 22, 2006

Крамольная мысль

У меня появилась крамольная мысль почему идея SOA так популярна в корпоративном сегменте и так активно пиарится.

Исхожу из 2-х посылок:

  1. SOA (сервисно-ориентированная архитектура) - это набор небольших сервисов, которые, как предполагается, должны быть замечательно друг с другом интегрированы.
    Какие плюсы корпоративной SOA рекламируются:
    1. Сервисы небольшие они "лучше продуманы и реализованы оптимальнее чем соответствующие модули крупных ERP систем".
    2. Если нужен новый сервис его просто встроить в "конструктор" SOA, чем в крупную ERP.
    3. Если у вас уже есть много разных систем, то с помощью SOA они начнут работать слажено.
  2. Корпоративные информационные системы продаются вендорами, которым надо сначала убедить что их система самая-самая, потом внедрить систему (своими силами или с помощью сторонней компании) и потом бороться с просачиванием негативной информации о системе и результатах ее внедрения (а у любой крупной системы будут негативные отзывы какая бы она ни была реально).

Итак крамольная мысль: Вся шумиха вокруг SOA в корпоративных системах очень выгодна вендорам.

Небольшое решение и, соответственно, гораздо менее дорогое чем крупное продать легче, внедрять легче, а если что пошло не так – то все проблемы не к конкретной системе, а к остальным системам и к интеграции этих систем. А разрабатывать и отлаживать отдельный сервис в разы легче, быстрей и дешевле чем многомодульную систему.

На самом деле бизнесу сейчас продвигают идею, которая бизнесу, как потребителю, не выгодна, но выгодна продавцу. Но потребители на это ведутся т.к. не удовлетворены отдачей IT систем практически все – и те, у кого с разной степенью успешности внедрены крупные системы, и те, у кого зоопарк разномастных приложений.

Постулат о том что все наконец поняли, что с хаосом систем бороться невозможно я не согласна в корне. Во-первых кто понял? Потребитель или продавец? Потребитель не может этого понять т.к. он, в большинстве случаев, не специалист и слушает что ему говорят другие. Остается продавец.

Я, поучаствовав в разных проектах, могу точно сказать что в большинстве случаев единая система дает на порядок больше отдачи, чем наборная. Это не значит, что решение должно быть одно и от одного производителя, но это значит что при проектировании системы надо к ней подходить как к единому целому. С другой стороны единая система решив одни проблемы вскрывает другие (например непроработанность бизнес процессов) и потребитель опять чувствует неудовлетворенность. Но это не значит, что надо бросаться латать дыры и обзывать это SOA.

P.S.: К идее SOA я отношусь хорошо, но, imho, она, в основном, полезна не для корпоративных систем, а для конечнопользовательских наборов сервисов и продуктовых линеек.


technorati tags: ,

No comments: